9 мая 2021, воскресенье, 17:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Генетики раскрыли тайну гроба шведского епископа

Педер Винструп, епископ Лунда. Гравюра XVII века
Wikimedia Commons

Коллектив шведских генетиков, антропологов и археологов сумел установить, откуда в гробу лютеранского епископа, умершего в XVII веке, оказался нерожденный младенец. Ученые выяснили, что это внук епископа.

Мумия Педера Винструпа. Фото: Gunnar Menander

Педер Винструп (1605–1679), епископ Лунда, был похоронен в семейном склепе в Лундском соборе в январе 1680 года. Когда его гроб вскрывали в XIX веке, обнаружилось, что тело епископа мумифицировалось естественным образом и очень хорошо сохранилось. В отличном состоянии были также внутренняя обивка гроба и одежда покойного. В следующий раз останки потревожили в 2012 году, когда гроб решили перенести для захоронения на кладбище. Но перед этим многопрофильная группа исследователей из Лундского университета получила разрешение изучить тело и содержимое гроба. Тогда-то и обнаружилось, что под правой большеберцовой костью епископа лежат останки человеческого плода, погибшего на пятом-шестом месяце беременности.

Исследователи предположили, что плод мог быть спрятан в гробу членом семьи, кем-то из слуг или бальзамировщиками. В Скандинавии XVII века существовала практика подкупа кладбищенских служащих, чтобы те хоронили младенцев, умерших до крещения, дабы дать им возможность быть похороненными на освященной земле. Спрятанный под ногой епископа младенец, вероятнее всего, был помещен туда тайно, а положение ног епископа и покрывал указывало, что это было сделано после похорон, когда гроб уже находился в склепе.

Генетики проанализировали образцы ДНК из правой бедренной кости епископа и левой бедренной кости плода. Было обнаружено, что у них 25 % общих генов, при этом митохондриальная ДНК не совпадала, зато имелось тесная связь по Y-хромосоме, что указывает на родство по мужской линии.

Историки проанализировали родословное древо епископа. Единственный брат Педера Винструпа умер в возрасте 25 лет бездетным, так что речь не шла о дядях и племянниках. У самого епископа были две дочери и сын. Одна дочь умерла до замужества, а другая, Анна-Мария, умерла во время беременности двойней. Оставался сын епископа Педер Педерсен Винструп. Он отказался от семейной традиции и стал не лютеранским священником, а военным инженером. Женился в 1679 году и унаследовал поместья отца и тестя, но в 1680 году, вскоре после похорон епископа, в Швеции состоялась Великая редукция: король Карл XI отобрал земли, ранее предоставленные дворянам. Поэтому остаток жизни Педер Педерсен и его жена провели в бедности, живя на подачки брата жены. Педер Педерсен не оставил потомства, после него род Винструпов прервался. Всё это позволило ученым предположить, что ребенок из гроба был сыном Педера Педерсена и внуком епископа, умершим до рождения. У родственников была возможность проникнуть в склеп и положить тело в гроб к деду.

Исследование опубликовал Journal of Archaeological Science: Reports.